Российско-Американские отношения достигли дна
Сомар Виджаядаса*
НЬЮ-ЙОРК (IDN)
Отношениям США и России, которые успешно развивались десятилетиями, даже во время холодной войны, и приносили пользу обеим сторонам, нанесен серьезный ущерб.
Напряженность между двумя сверхдержавами обострилась из-за целого ряда обвинений – от вмешательства России в американские выборы и кибератак на американскую компанию информационных технологий SolarWinds, до требований Вашингтона освободить заключенного в тюрьму критика Кремля Алексея Навального.
Россия категорически отрицает все обвинения и предупреждает США, что дело Навального – это чисто внутреннее дело.
Нынешний дипломатический кризис возник после того, как журналист спросил президента США Джо Байдена, считает ли он президента России Владимира Путина, обвиняемого в заказе отравления Навального и других политических оппонентов, «убийцей». Байден ответил: «Да, считаю».
Россия в оперативном порядке отозвала своего посла в США для «консультаций», чтобы определить дальнейшие подходы в отношениях с США.
Путин быстро ответил: «мы всегда в другом человеке видим свои собственные качества», и продолжил, что, оценивая другие страны, «люди всегда словно смотрятся в зеркало и видят в отражении самих себя». А также добавил, что США были государством-убийцей со списком позорных глав в своей истории.
Путин утверждал, что высказывания Байдена о нем отражают собственные прошлые и текущие проблемы США, сославшись на прошлую историю Америки, связанную с убийством коренных американцев и рабством, атомными бомбами, сброшенными на Хиросиму и Нагасаки, в результате которых погибло более 350 000 невинных людей. «Иначе, откуда бы взялось движение «Жизни темнокожих имеют значение», – продолжил он.
Путин вызвал Байдена на теледебаты в прямом эфире, сказав: «Мне кажется, это было бы интересно и для народа России, и для народа Соединенных Штатов Америки».
Многие российские лидеры быстро среагировали, осудив Байдена за оскорбление Путина и за его нежелание, например, называть «убийцей» саудовского принца Мухаммеда бен Сальмана, отдавшего приказ убить и расчленить журналиста Джамаля Хашогги.
В 2017 году журналист задал такой же вопрос тогдашнему президенту США Дональду Трампу, спрашивая его, является ли Путин «убийцей». Трамп дипломатично ответил: «Убийц много». Неужели вы думаете, что наша страна так невинна?
Вопросы, представляющие взаимный интерес
Во время интервью, которое вызвало данную полемику, Байден подчеркнул, что, несмотря на его мнение о российском лидере, «есть такие области, где необходимо в наших общих интересах работать вместе». «Вот почему я продлил с ним договор о СНВ», – сказал Байден о договоре по сокращению стратегических ядерных вооружений.
Путин ответил, что Вашингтон «полон решимости» иметь отношения с Москвой, но только по «вопросам, представляющим интерес для самих Соединенных Штатов». И далее заявил, что США придется иметь дело с Москвой, которая будет бороться и отстаивать свои собственные интересы, и что «США придется считаться с этим, несмотря на их попытки остановить наше развитие санкциями и оскорблениями».
История говорит иначе
Дипломатические отношения между США и Россией были официально установлены в 1809 году, однако отношения между странами были прерваны после русской революции 1917 года и восстановлены только в 1933 году, когда Президент США Франклин Рузвельт признал Союз Советских Социалистических республик (СССР).
Когда в 1861 году в Америке развернулась гражданская война, царь Александр II в письме президенту Аврааму Линкольну пообещал, что Россия поддержит «сохранение американского союза как единой неделимой нации». Во время голода в России (1891–1893) американцы направили России гуманитарную помощь.
В 1941 году И. Сталин присоединился к Атлантической хартии (антигитлеровской коалиции), предложенной Черчиллем и Рузвельтом; затем последовали Крымские соглашения в Ялте, где «тройка» лидеров – Сталин, Рузвельт, Черчилль договорились о создании Организации Объединенных Наций в 1945 году и о послевоенном устройстве мира.
В 1962 г. кубинский ракетный кризис был разрешен благодаря хладнокровной дипломатии президентов Никиты Хрущева и Джона Кеннеди.
В 1967 г. президент США Дуайт Эйзенхауэр и Никита Хрущев подписали договор по космосу, запрещающий милитаризацию космического пространства.
Эти лидеры не думали об односторонних преимуществах, а чистосердечно стремились творить добро для всего человечества.
Беспрецедентное двустороннее сотрудничество
Даже в эпоху холодной войны обе страны участвовали во многих заслуживающих внимания проектах по глобальным проблемам, научным достижениям и содействию иностранным инвестициям и торговле, которые были взаимовыгодны для обеих стран.
Например: американо-советские усилия по Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (1963); Договор об ограничении стратегических вооружений и Договор об ограничении систем противоракетной обороны (1972); Конвенция о биологическом оружии (1972); Хельсинкские соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975); Совместный проект «Аполлон-Союз» на орбите (1975); Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД, 1987); первая совместная программа США и России "Shuttle-Mir" (1994); первая в истории мировой космонавтики стыковка американского космического челнока «Атлантис» с российской космической станции «Мир» (1995); Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-1 (1991), Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2 (1993), Договор о сокращении наступательных вооружений СНВ-3 (2010).
Эти важные усилия способствовали культурным, спортивным, научным и образовательным обменам, которые поддерживали открытые линии связи.
В 2015 году, говоря о ядерной сделке с Ираном, бывший президент Барак Обама заявил на Генеральной Ассамблее ООН, что «международное сотрудничество, в том числе с Россией, является ключевым фактором в достижении прочного и всеобъемлющего соглашения с Тегераном по его ядерной программе».
Это важное дипломатическое достижение, хотя позже и отмененное Трампом, не было бы достигнуто без поддержки президента Путина.
Нисходящая спираль
Унизительная для России эпоха президентов Михаила Горбачева и Бориса Ельцина с резонирующими фразами Рональда Рейгана: «снесите эту Берлинскую стену», «демонтируйте империю зла» – закончилась распадом Советского Союза.
Когда Борис Ельцин пришел к власти в 1991 году, США и Европа возлагали большие надежды на то, что им удастся проникнуть в Россию.
Имея десятки миллиардов долларов в виде финансово-экономической поддержки от МВФ, Всемирного банка и других доноров, США направили в Россию политических и экономических советников для работы с ельцинскими чиновниками в зарождающемся частном секторе в целях продвижения демократии и рыночной экономики.
Такая политика с треском провалилась, закончившись абсолютным хаосом, обогащением незначительного меньшинства и обнищанием большинства населения страны, привела к колоссальным финансовым потерям, разочарованию и публичному позору для США.
Владимир Путин пришел к власти в 2000 году, унаследовав находящуюся в плачевном состоянии российскую армию, в глубокой рецессии и абсолютном беспорядке всю страну. Ситуация была настолько неуправляемой, что, по мнению Горбачева, Путин унаследовал «политический хаос, военный хаос, хаос повсеместно». Россия лежала в руинах.
Путин без помощи извне способствовал росту экономики с помощью новых отраслей промышленности и инвестиций; вдохнул новую жизнь в разрушенную армию; уменьшил бедность, стимулируя сельскохозяйственное производство и строительство; увеличил зарплаты рабочих и предоставил справедливые пенсии бедным пенсионерам, которые молча страдали в течение десятилетий.
Россия вскоре поняла, что финансируемые из-за рубежа НКО провоцируют подрывную деятельность во внутренней политике. В 2008 году Путин вытеснил несколько иностранных НПО, включая USAID, и принял новое законодательство об НПО, заявив: “Я категорически возражаю против иностранного финансирования политической деятельности в Российской Федерации ... ни одна уважающая себя страна этого не допускает, и мы не допустим тоже”. Очевидно, что эти действия не устраивали США.
Будучи активным обозревателем Российской политики и частым гостем в России с 1962 года, я уверен, что американо-российские отношения начали портиться, когда США и ЕС поняли, что Путиным нельзя манипулировать.
Путин ненавидит приказы, особенно если требования Запада противоречат интересам России. На протяжении многих лет Путин повторял: «США предпочитают диктат, а не диалог», «Америке не нужны союзники, ей нужны вассалы». В этом и заключается проблема.
Разочарованный непреклонной стойкостью Путина, Запад начал демонизировать его.
После украинского кризиса 2014 года США и Европейский Союз ввели шквал санкций против российской оборонной, разведывательной, горнодобывающей, судоходной и железнодорожной отраслей, а также ограничили сделки с российскими банками и энергетическими компаниями.
Исторически сложилось так, что санкции, часто используемые в качестве скрытого мотива для «смены режима», привели к катастрофическим последствиям.
Такая коварная практика не имеет ничего общего с защитой прав человека, продвижением демократии и свободы. В большинстве стран санкции приводили к ухудшению социально-экономической системы и сферы здравоохранения. В то время, как власть имущие процветали, бедные страдали.
Если антироссийские санкции вводились с целью дестабилизировать экономику страны в надежде на то, что российский народ восстанет и свергнет режим, то это был грубый просчет, недооценка силы воли российского народа.
Русские люди образованы, дисциплинированы, грамотны и, прежде всего, любят Россию.
Россиянам не нужно внешнее влияние, чтобы принимать решения. Они несколько раз подряд голосовали за Путина, за те значительные достижения, которых он добился в повышении уровня их жизни, в восстановлении военной мощи страны, в защите суверенитета и в восстановлении престижа России как мировой державы.
Не ошибайтесь – Путин не станет менять свою внешнюю политику в угоду США и другим западным странам. Он выступает за многополярный мир и за большую роль ООН в укреплении глобальной безопасности. Он часто повторял: «Мы не хотим конфронтации, мы хотим вести диалог, но диалог на основе признания равенства интересов обеих сторон».
Это может послужить основой для того, чтобы США и Европейский Союз прекратили демонизировать Россию, установили лучшие отношения с Россией и установили справедливый баланс между сотрудничеством и конкуренцией.
* Сомар Виджаядаса – юрист-международник, работавший в МАГАТЭ и ФАО (1973–1985), делегатом ЮНЕСКО в Генеральной Ассамблее ООН в 1985–1995 гг., директор нью-йоркского отделения ЮНЭЙДС и одновременно представитель ЮНЭЙДС в Организации Объединенных Наций в 1995–2000 годах. [IDN-InDepthNews – 03 декабря 2020 г.]
IDN-InDepthNews – ведущее агентство некоммерческого Международного Пресс-синдиката.