­

Центр содействия 
межнациональному образованию 
«Этносфера»

Центр «Этносфера»
+7 (495) 103-42-83
mail@etnosfera.ru

0
Корзина
 x 
Корзина пуста
0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Какого ты сорта, гражданин? Комментарий заместителя директора ФМС России Виктора Вохминцева.

Их по всей стране 170 тысяч, пострадавших от межнациональных конфликтов и кризисных ситуаций. Эти люди до сих пор не имеют постоянного жилья. Большинство живет в общежитиях, у родственников или знакомых, на условиях поднайма или найма жилья, в центрах временного размещения ФМС России. В прошлом каждой семьи вынужденного переселенца настоящая человеческая трагедия, вырвавшая этих людей из привычной жизни, оставившая ни с чем. Но почему-то одним помощь оказывается в большем размере, чем другим.

Логически объяснить происходящее невозможно. По постановлению правительства от 30 апреля 1997 г. № 510 русские, потерявшие в Чечне жилье и безвозвратно покинувшие республику, имеют право на получение компенсации до 120 тысяч рублей на семью.

Граждане, находящиеся в точно таком же положении, но оставшиеся на территории республики, в соответствии с постановлением правительства от 4 июня 2003 г. № 404 получают компенсацию за утраченное жилье в размере 300 тысяч рублей.

Размеры компенсационных выплат, установленных правительством, не позволяют гражданам, ее получившим, решить свои жилищные проблемы. Тем не менее, получив компенсацию, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета пострадавшие утрачивают.

Иное дело вынужденные переселенцы, приехавшие на родину из республик бывшего Советского Союза. Им государственная поддержка в жилищном обустройстве оказывается в форме предоставления жилищных сертификатов в рамках федеральной целевой программы "Жилище", исходя из норматива, установленного постановлением правительства от 17 сентября 2001 г. № 675.

И наконец, граждане, пострадавшие в ходе разрешения осетино-ингушского конфликта и также имеющие статус вынужденных переселенцев, получают господдержку в форме субсидии на строительство, восстановление или приобретение нового жилья по нормативам, установленным жилищным законодательством.

То есть всех людей, лишившихся жилья в силу, по сути, одинаковых причин, правительство, непонятно почему, разделило на четыре категории, каждой из которых государственная поддержка в обустройстве и приобретении жилья оказывается в четырех разных размерах и формах.

Эта дифференциация прав вызывает справедливое возмущение пострадавших. Ну какое, скажите, жилье можно купить на 120 тысяч рублей, когда потеряно все имущество и нет работы?! Семей, получивших такую компенсацию, у нас 37 857, еще 463 семьи подали заявления на ее получение.

Впрочем, и те, кто получает жилищные сертификаты, также оказываются не в лучшем положении. Уже известно: из 34,2 тысячи вынужденных переселенцев, получивших сертификаты, в пределах запланированного финансирования до 2010 г. будут обеспечены жильем не более 4,8 тысячи семей. Финансирование федеральной целевой программы "Жилище" оставляет желать много лучшего, а номинальная стоимость жилищных сертификатов не соответствует рыночным ценам на жилье.

Между тем проблему жилья для вынужденных переселенцев надо решать срочно. Это задача не только социальная, но и политическая и, по мнению Президента РФ, чрезвычайно актуальная. Актуальность ее еще больше усилилась после принятия Государственной программы содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Реализация программы в условиях, когда не решены вопросы жилищного обустройства других категорий переселенцев, стала для них дополнительным поводом для недовольства.

По данным ФМС России, правом на получение государственных гарантий в обеспечении жильем и получение компенсаций обладают либо претендуют на их получение около 170 тысяч семей.

К настоящему времени после проработки различных подходов к решению проблемы вынужденных переселенцев с различными заинтересованными министерствами и ведомствами вырисовывается следующий вариант действий по данной проблеме, с которым согласился и Президент Российской Федерации.

Обеспечение жильем всех категорий пострадавших граждан предлагается осуществлять на единой основе, в форме субсидии на приобретение жилья в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

Практика предоставления вынужденным переселенцам субсидий на приобретение жилья показала, что это наиболее эффективная форма исполнения государством своих обязательств. Использование субсидии способствует ускорению решения их жилищной проблемы путем приобретения в собственность готового жилья, предоставляет гражданам право свободного выбора жилья по качественным характеристикам и населенным пунктам.

Установление единого подхода в обеспечении жильем всех категорий пострадавших, по нашему мнению, обеспечит социальное равенство при получении государственной поддержки и ликвидирует сам предмет раздражения и розни между людьми.

Кого мы предлагаем включить в эту программу?

1. Граждан, безвозвратно покинувших территорию Чеченской Республики в результате кризиса, утративших там жилье и не обеспеченных жильем для постоянного проживания или проживающих в жилых помещениях, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания, не подлежат ремонту или реконструкции. К этой категории предполагается отнести и тех, кто ранее получил компенсационные выплаты за утраченное в Чечне жилье в размере до 120 тысяч рублей на семью, а также подавшие заявление на ее получение (в соответствии с постановлением Правительства РФ № 510). Суммы полученных ранее компенсаций за утраченное жилье будут учитываться при определении стоимости государственных жилищных сертификатов.

2. Следующая категория участников программы - это граждане, признанные вынужденными переселенцами в соответствии с Законом "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 года. Эти 31,1 тыс. семей уже являются участниками программы "Жилище" и имеют право на получение субсидий на приобретение жилья.

ФМС России считает целесообразным полномочия по выдаче сертификатов по этим категориям граждан передать органам миграционной службы. Это значительно облегчит процедуру сбора документов на оказание господдержки, потому что в территориальных органах службы сохранились данные о переселенцах, прошедших миграционный учет, и имеются данные о состоящих на учете. Важно и то, что ФМС России заинтересована в обеспечении жесткого контроля за выдачей сертификатов и их реализацией.

3. Отдельная категория участников подпрограммы - вынужденные переселенцы, пострадавшие в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г., которые в установленный срок не смогли воспользоваться государственной поддержкой, предусмотренной постановлением правительства  № 274. Включение их в подпрограмму позволит уже в 2009 году завершить мероприятия по ликвидации последствий данного конфликта - обеспечить жилищное обустройство пострадавших. Численность их составляет 1499 семей.

4. И, наконец, жители Чеченской Республики, чье жилье не подлежит восстановлению. Вопросы их реального жилищного обустройства постановлением правительства № 404 не урегулированы вообще. По этой категории граждан продолжается поиск механизма дальнейшего обеспечения их постоянным жильем за счет средств федерального бюджета.

По информации правительства Чеченской Республики, данная категория граждан насчитывает 98,4 тысячи семей (46,9 тыс. получили компенсацию и еще 51,5 тыс. обладают правом на ее получение).

Отдельный и очень непростой вопрос: стоимость 1 кв. метра жилой площади. Тот норматив, который применяется в настоящее время при определении размера субсидии, совершенно не соответствует реальной рыночной цене метра в субъектах Федерации, где оказывается помощь. В результате большинство семей вынужденных переселенцев, а это все люди совсем небогатые, не могут приобрести на субсидию жилье, отвечающее санитарно-техническим требованиям. Поэтому для эффективной реализации предлагаемых мер размер субсидии на приобретение жилья нужно определять с учетом реальной рыночной стоимости 1 кв. метра площади жилья в конкретном субъекте Федерации.

Суммарные расходы федерального бюджета на жилищное обустройство вынужденных переселенцев составят ориентировочно 155-160 млрд рублей. Минимальная сумма ежегодных расходов при сохранении сроков действия программы "Жилище" (до 2010 года) - 35,5 млрд рублей.

Предлагаемые меры позволят решить жилищную проблему всех категорий пострадавших, снизить социальную напряженность в регионах Российской Федерации, в первую очередь - в Южном федеральном округе, а также создадут условия для отмены Закона "О вынужденных переселенцах" и нормативных правовых актов по оказанию пострадавшим гражданам государственной поддержки.

Опубликовано в журнале «Земляки» № 1, 2008 год.

­