­

Центр содействия 
межнациональному образованию 
«Этносфера»

Центр «Этносфера»
+7 (495) 103-42-83
mail@etnosfera.ru

0
Корзина
 x 
Корзина пуста
0
Корзина
 x 
Корзина пуста

МИГРАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ

Юдина Т.Н., Москва

Миграция – не есть простое индивидуальное действие, в процессе которого человек решает двигаться в поисках лучших возможностей для его жизни и быстро ассимилируются на новом месте жительства. Гораздо чаще переезд и дальнейшее урегулирование поселения – это коллективное действие, которое проистекает из социальных изменений и воздействует на регионы выхода и области притока мигрантов. Кроме того, переселение и проживание в другом регионе, и особенно в другой стране, часто ведет к модификации первоначальных планов мигрантов. Никакое правительство не намеривалось строить этнически разнообразное государство через иммиграцию, но это произошло de facto. Точно также миграция стала причиной формирования этнических меньшинств с далеко идущими последствиями для социальных отношений и общественной политики в регионе.

Как показывает мировая практика, там, где постепенно увеличивается культурное разнообразие, идет формирование этнических общин, которые могут со всем основанием рассматриваться как составная неотъемлемая часть мультикультурного общества.

Формирование этнических меньшинств сегодня идет в тех странах и регионах, где присутствие мигрантов расценивается как нежелательное, как угроза экономическому благосостоянию, общественному порядку и национальной идентичности, а сами они рассматриваются как второстепенные члены общества.

Обратимся к рассмотрению природы этнических меньшинств и процессов их формирования. При всем разнообразии научных подходов при анализе данных проблем, можно выделить два главных подхода. Большинство этнических меньшинств – это результат «другого определения» или самоопределения. «Другое определение» означает приписывание нежелательных характеристик и определений населению, занимающему более низкое социальное положение по сравнению с доминирующими группами. Это относится к различным формам исключения и дискриминации. Исторически Южная Африка обеспечивает иллюстративный пример такого подхода. Белые поселенцы в стране определили черное африканское население как нецивилизованное. В результате возник стереотип, что все африканские народы обладают аналогичными характеристиками, что, в свою очередь, привело к оправданию действий белого населения по конфискации земель на этом континенте, эксплуатации рабочей силы и развитию таких структур, которые исключили черное африканское население из политической и экономической жизни.

«Самоопределение» означает осознание членами группы своей принадлежности к ней на основе сознательно идентифицированных и разделяемых ими культурных и социальных характеристик. Можно также, на наш взгляд, утверждать, что самоопределение имеет двойной характер. Оно включает осознание этнической принадлежности, основанной, во-первых, на предмиграционных культурных символах и методах; во-вторых, на политической мобилизации, направленной против исключения и дискриминации и имеющей в своей основе действия, базирующиеся также на культурных символах и методах. Так, в той же Южной Африке, люди африкандера формировали связную самоопределенную этническую группу, основанную на их историческом и культурном происхождении, общем опыте поселения, – группу, отличную от британских и африканских народов. Они создавали свои организации, памятники, фольклор, ритуалы и социальные методы, чтобы сохранить и поддержать свою этническую идентичность и сплоченность.

Концепция этнического меньшинства всегда подразумевает определенную степень маргинализации или исключения, которые в свою очередь ведут к ситуации реального или потенциального конфликта.

При рассмотрении проблемы формирования этнического меньшинства необходимо уточнить понятие «этническая принадлежность». В популярном использовании данное понятие рассматривается как признак группы меньшинства, но большинство социологов определяют этническую принадлежность как осознание принадлежности к определенной группе, основанной на идеях общего опыта и ценностей . Эти основания изменяются очень медленно, что и определяет долговременность этнической принадлежности. Но вместе с тем это означает, что этническое сознание и культура в пределах группы гомогенны и статичны. Кохен и Багенс считают, что этническая принадлежность относится к реальному процессу исторической индивидуализации .

Антропологи часто при рассмотрении этнической принадлежности используют концепцию ситуативного подхода, согласно которой члены определенной группы решают с позиции полезности призывать или нет этническую принадлежность как критерий самоидентификации в сложившейся конкретной ситуации. Этот подход дает возможность объяснить изменчивость этнических границ в различные исторические периоды.

Некоторые социологи видят этническую идентификацию или мобилизацию как рациональное поведение, предназначенное для того, чтобы максимизировать власть данной группы в ситуации рыночного соревнования. Такие подходы имеют свои корни в концеп- ции Макса Вебера . Другие социологи вообще отклоняют концепцию этнической принадлежности, рассматривая ее как миф, который не может противостоять рациональным силам экономической и социальной реабилитации в крупно масштабных индустриальных обществах . Необходимо отметить также и инструментальный подход к определению этнической идентификации, который акцентирует внимание на усилении солидарности этнической группы в борьбе за рыночные преимущества и за ресурсы государства .

Несмотря на разность теоретических подходов можно отменить то, что их объединяет при рассмотрении проблем формирования этнических меньшинств. Это не автоматический результат миграции, а скорее последствия определенных механизмов марганилизации, которая затрагивает различные группы различными способами.

При рассмотрении вопросов, связанных с формированием этнических меньшинств, необходимо отметить еще один аспект данной проблемы – культурный. Для этнических меньшинств культура играет ключевую роль как источник идентичности и как центр сопротивления исключению и дискриминации.

Ссылка на культуру происхождения помогает людям поддерживать чувство собственного достоинства в тех ситуациях, когда недостаточно опыта и знаний. Динамический характер культуры дает возможность связать историю и традиции меньшинства с фактической ситуацией. Культура миграционного меньшинства постепенно модифицируется на основании потребностей и опыта группы и ее взаимодействия с реальностью.

Поэтому необходимо рассматривать развитие этнических культур и формирование этнических общин как аспекты одного процесса, зависящего от постоянного взаимодействия с государством и различными учреждениями и группами в регионах прибытия и выбытия.

­