­

Центр содействия 
межнациональному образованию 
«Этносфера»

Центр «Этносфера»
+7 (495) 103-42-83
mail@etnosfera.ru

0
Корзина
 x 
Корзина пуста
0
Корзина
 x 
Корзина пуста

ИТОГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

О ПРОВЕДЕНИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ ПЯТОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА

«ДИАЛОГ – ПУТЬ К ПОНИМАНИЮ», ПОСВЯЩЕННОГО ВОПРОСАМ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ И ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

В феврале–ноябре 2010 года Департамент образования города Москвы по инициативе Автономной некоммерческой организации Центра межнационального образования «Этносфера» провел пятый международный конкурс «Диалог – путь к пониманию», посвященный вопросам интеграции мигрантов и этнических меньшинств средствами образования. Конкурс проводится во взаимодействии с Управлением Верховного Комиссара по делам беженцев в Российской Федерации, Бюро ЮНЕСКО в Москве, Министерством образования и науки Российской Федерации, Международной Ассамблеей столиц и крупных городов. Научно-методическое обеспечение конкурса осуществляет кафедра ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция детей мигрантов в школе» Московского института открытого образования, организационное содействие оказывает Центр международных образовательных программ Московского института открытого образования.

Цели конкурса: поддержка и развитие деятельности педагогической, ро­дительской и ученической общественности, направленной на культурно-языковую и социально-психологическую адаптацию представителей мигрантов и этнических меньшинств в российских образовательных учреждениях, их успешную интеграцию в российское общество; укрепление атмосферы межнационального согласия, гражданского единства и культуры мира в российском обществе и сопредельных странах.

Интерес к конкурсу со стороны образовательных учреждений Москвы и других российских регионов возрастал на протяжении 2006-2010 гг. Если в 2006 году в конкурсе принимали участие только пять регионов трех федеральных округов, то в 2007 году их число выросло до 14, в 2008 году участие в конкурсе приняли 19 регионов РФ, в 2009 – 23, а в 2010 – уже 30. Всего в период с 2006 по 2010 годы в конкурсе «Диалог – путь к пониманию» принимали участие образовательные учреждения 14 регионов Центрального федерального округа, 12 регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, 11 регионов Приволжского федерального округа, 6 регионов Северо-Западного федерального округа, 3 регионов Уральского федерального округа, 3 регионов Сибирского федерального округа. Также проекты на конкурс представляли образовательные учреждения Молдовы, Казахстана и Кыргызстана.

В 2010 году на финальный этап конкурса представлено 183 проекта из 167 образовательных учреждений Российской Федерации, прошедших отбор на региональном и окружном уровне. В конкурсе принимали участие школьники и преподаватели, руководители образовательных учреждений, методисты, научные работники, занимающиеся вопросами содержания, методики и организации поликультурного образования. В Москве подготовлено 28 работ, остальные представлены школами, колледжами, вузами, научно-методическими центрами 30 регионов шести федеральных округов РФ. Впервые в конкурсе принимали участие образовательные учреждения Тульской, Владимирской, Кемеровской, Новосибирской, Иркутской, Свердловской, Ульяновской областей, Республики Мордовия.

Пятилетний опыт реализации проекта показывает, что целевыми группами реализации образовательных проектов стали самые разные категории детей международных мигрантов, а также представителей  этнических меньшинств в данных регионах: добровольные переселенцы, беженцы и другие вынужденные мигранты; легальные трудовые мигранты из сопредельных государств и стран дальнего зарубежья; представители иноэтничных групп, проживающих на территории конкретного города, области, региона.

Новшеством 2010 года стало проведение конкурса по шести номинациям («Реальная помощь», «Дети для детей», «Изучаем и познаем», «К интеграции через искусство», «Межкультурная коммуникация», «Нет экстремизму»).

Проекты, представленные на конкурс, проходили комплексную экспертную оценку по шести критериям, учитывающим как оригинальность концепции, социально-культурную и образовательную значимость проектов, возможность их реализации в других образовательных учреждениях, так и уровень изложения и оформления представленных материалов. Особое внимание уделялось проектам, нацеленным на комплексную работу по интеграции семей мигрантов, предполагающую взаимодействие не только с детьми, но и с родителями. Важной составляющей большинства работ является презентация опыта образовательных учреждений по формированию у школьников, педагогов, родителей стремления к межкультурному диалогу, взаимопониманию и сотрудничеству, профилактике возникновения ксенофобии и социальных конфликтов в детской и молодежной среде.

В качестве экспертов для всесторонней оценки работ были приглашены специалисты в сфере международного и поликультурного образования, имеющие опыт работы по программам и проектам адаптации и интеграции мигрантов, анализа и регулирования миграционных процессов и межнациональных отношений.

По итогам экспертной оценки представленных на конкурс работ для участия в финале были отобраны 40 коллективных и 18 индивидуальных проектов, отражающих деятельность 58 образовательных учреждений Российской Федерации. Список финалистов и наименований представленных ими проектов опубликован на сайте www.etnosfera.ru

Финал конкурса «Диалог – путь к пониманию» состоялся в Москве с 16 по 20 ноября и был посвящён Международному дню толерантности (16 ноября) и Всемирному дню ребенка (20 ноября). Участие в финальных мероприятиях приняли более 150 педагогов и старшеклассников, в том числе 85 человек из 23 регионов Российской Федерации. Центральным мероприятием финала стало торжественное подведение итогов конкурса под лозунгом «Миграция и образование: Москва и другие российские регионы обмениваются опытом», в ходе которого педагоги и учащиеся из Москвы и других регионов России получили возможность представить лучшие проекты.

Мероприятия финала конкурса также включали участие старшеклассников и педагогов из регионов РФ в работе международного молодежного лагеря клубов интернациональной дружбы и знакомство с опытом московской системы образования по интеграции международных мигрантов в форме семинара на базе школы № 282 Центрального округа города Москвы.

Лауреатами конкурса стали 20 проектов из Республики Татарстан, Белгородской, Волгоградской, Иркутской, Кемеровской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Тамбовской и Ульяновской областей, Краснодарского края, Санкт-Петербурга и Москвы.

Результаты анализа проектов, представленных на конкурс, позволяют сделать вывод о высоком и из года в год повышающемся уровне работы образовательных учреждений и в целом московской и региональных систем образования в области воспитания у детей и молодежи установок межэтнической толерантности, межкультурного диалога и взаимопонимания. Большинство работ носит ярко выраженный просветительский характер, отличаются аналитической и в то же время глубоко гуманистической направленностью. При этом существенно, что ряд проектов – финалистов и победителей как пятого, так и предыдущих конкурсов представлены учреждениями образования малых городов, сел, станиц, поселков, которые, казалось бы, в силу объективных обстоятельств должны отставать в данной тематике от больших городов. Однако эти работы по глубине понимания проблемы и концептуальному подходу, практической реализации, использованию  понятийного аппарата и терминологии, качеству изложения и оформления зачастую не уступают работам представителей крупных городов. Следует отметить, что во многих проектах разработаны и реализованы не только методики, но и конкретные, весьма полезные и в целом несложные для реализации мероприятия в области поликультурного образования, которые с учетом специфики условий московского мегаполиса могли бы быть, в том числе, осуществлены в многонациональных столичных школах, а также в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Многие технологии и методики, предлагаемые участниками конкурса, имеют большую социально-культурную значимость, могут быть транслированы и реализованы в других школах и колледжах, рекомендованы к изучению и распространению на уровне субъектов РФ и даже на федеральном уровне. Организаторам конкурса «Диалог – путь к пониманию» удалось собрать и обобщить ценную информацию об опыте образовательных учреждений и основных подходах к интеграции мигрантов средствами образования, их обучению государственному языку, законам и традициям страны/региона пребывания. Широкое распространение итогов конкурса может способствовать повышению межкультурного кругозора и уровня знаний населения по вопросам социальной интеграции мигрантов в России и за рубежом, формированию в детской и взрослой среде толерантного сознания, принципов ненасилия и культуры мира, стремления к межкультурному диалогу, взаимопониманию и сотрудничеству.

По итогам пятого конкурса образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию» в настоящее время формируется учебно-методический комплект (методическое пособие – сборник лучших материалов конкурса и мультимедийный CD-диск, содержащий сценарии проведения праздников, уроков, классных часов и других мероприятий по тематике конкурса). Этот сборник обобщит опыт работы на данном направлении образовательных учреждений более чем 30 регионов Российской Федерации.

 

­