­

Центр содействия 
межнациональному образованию 
«Этносфера»

Центр «Этносфера»
+7 (495) 103-42-83
mail@etnosfera.ru

0
Корзина
 x 
Корзина пуста
0
Корзина
 x 
Корзина пуста

Международный семинар  «На пути к качественному образованию для всех: международные подходы и особенности современной практики»  (г.  Москва,  30 ноября – 1 декабря 2011 г.)

В период с 30 ноября по 1 декабря 2011 года в г. Москве, Российская Федерация, состоялся Международный семинар «На пути к качественному образованию для всех: международные подходы и особенности современной практики». Он стал четвертым в ежегодном цикле международных семинаров под общим названием «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество», которые организуются по инициативе кафедры ЮНЕСКО МИОО с 2008 года. Семинар проводился в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве между городом Москвой и ЮНЕСКО и Планом общественно значимых мероприятий Департамента образования города Москвы. Организациями-исполнителями выступили Московский институт открытого образования и АНО Центр межнационального образования «Этносфера».  Подготовка семинара велась совместно с Бюро ЮНЕСКО в Москве с участием партнеров Московского института открытого образования  по международной программе сетевого взаимодействия ЮНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО.

В задачи семинара входили знакомство с международными подходами в сфере поликультурного образования,  обмен лучшими опытом города Москвы, регионов РФ и зарубежных стран по обеспечению  качественного образования и равного доступа к нему, обсуждение социально – культурных и языковых аспектов адаптации   мигрантов в разных странах мира,   развития  сотрудничества и диалога    в условиях глобализации.

В семинаре приняли участие международные эксперты из ЮНЕСКО, управлений Верховного комиссара ООН по правам человека и Верховного комиссара ООН по делам беженцев,  Международной организации мигрантов, а также от авторитетной межправительственной организации – Совета Европы. Гостями Москвы стали признанные специалисты из Азербайджана, Беларуси, Греции, Канады, Сербии, Украины. В числе участников - представители МИД РФ, Россотрудничества и Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, органов управления образованием и образовательных учреждений  Москвы, Московской области и других регионов России: Республики Башкортостан, Республики Карелия, Республики Татарстан, Республики Саха (Якутия), Санкт-Петербурга, Ставропольского края, Ханты-Мансийского автономного округа. На семинаре была представлена практически вся национальная сеть международного проекта ассоциированных школ ЮНЕСКО в составе ответственных представителей национального координационного центра ПАШ ЮНЕСКО в РФ (г. Казань, Республика Татарстан) и региональных координаторов из регионов Волга,  Сибирь-Алтай, Центр, а также большая группа директоров московских АШЮ.

Программа включала пленарные и секционные заседания, состоявшиеся в Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына и учебных учреждениях города Москвы. В дни семинара работала выставка изданий и научно-методической литературы, отражающих опыт ЮНЕСКО, Совета Европы и московской системы образования по теме мероприятия. Также прошел ряд дополнительных рабочих встреч.

Тон двухдневной конструктивной дискуссии был задан темами, обозначенными в трех ключевых докладах семинара. Спецпредставитель Секретариата ЮНЕСКО представил новую программу ЮНЕСКО по анализу и мониторингу качества общего образования в мире, которая ныне разрабатывается и которую страны-члены ЮНЕСКО в модульном виде смогут использовать для диагностики критических «пульсаций качества» своих образовательных систем. На интеграционном подходе к решению вопросов качественного образования для всех в поликультурном мире был сделан акцент в послании руководителя Совета Европы. Вопросы широкого и многопрофильного использования ИКТ в условиях современной школы и их отражение в рамочной системе ЮНЕСКО были представлены в докладе ректора Московского института открытого образования.

По итогам состоявшихся дискуссий мнения участников встречи можно обобщить следующим образом:

Опираясь на результаты Международной конференции по образованию (г. Женева, 2004 г.), данные Глобального отчета по мониторингу ОДВ (2005 г.), решения Всемирной конференции ЮНЕСКО по вопросам воспитания и образования детей младшего возраста (г. Москва, 2010 г.), другие материалы ведущих международных организаций, рассмотрены основные проблемы обеспечения современного качественного образования для всех. Обращено внимание на необходимость комплексного подхода к этой проблематике в соответствии с приоритетами (целями) глобальной программы «Образование для всех», принятой на Всемирном форуме по вопросам образования в г. Дакаре в 1990 году (ниже «программа ОДВ»).

Подчеркивалась практическая значимость для международного  сообщества  воспитания в духе культуры мира и межнационального согласия, необходимость  следования в этой связи  основным целям и базовым принципам ОДВ.  Выступавшие на встрече тесно увязывали задачи обеспечения максимально возможной доступности качественного образования для представителей всех социальных слоев и этнических сообществ с обязательствами государств, вытекающими из Конвенции ООН по правам ребенка.

Отмечена очевидность взаимосвязи уровня образования и возможностей повышения его качества с социально-экономическим развитием стран и регионов и, особенно, в зонах мира, испытывающих тяжелые последствия военных конфликтов. Эти факторы и недостаточная работа в ряде стран и регионов по повышению качества образования в соответствии с шестой целью программы ОДВ являются препятствием для успешного выполнения программы ОДВ к 2015 году. К ключевым показателям, определяющим результаты в этой области, следует отнести направляемые в сферу образования финансовые и материальные ресурсы и способы их распределения, изучаемые в школе дисциплины и выделяемое для них количество учебных часов, профессиональную подготовку преподавателей и руководителей образовательных учреждений, применение эффективных образовательных технологий, наличие необходимого оборудования и т.п. Принципиальной для развития ОДВ является также увязка работы по повышению качества образования с вопросами гендерного равенства и социальной интеграции, учет реальных условий и навыков жизни детей и молодежи в конкретных сообществах.

Очевидность таких позиций возрастает в связи с усложнением демографической ситуации и  резким возрастанием потока мигрантов в России,  многих европейских и других странах мира. В силу объективных общественных потребностей это приводит к увеличению нагрузки на систему образования, что диктует необходимость совершенствования образовательных программ по интеграции новоприбывших детей и подростков в школьную и студенческую среду, в жизнь принимающего сообщества. Соответственно, приобретает особую значимость обучение этих детей государственному языку и формирование у них адекватной социальной и лингвокультурной компетентности. Как в целом показывает международный исследовательский и практический опыт, такая работа применительно к повышению качества образования должна рассматриваться с точки зрения необходимости создания позитивной образовательной среды, расширения вариативности образовательного маршрута, личностно-ориентированных подходов в образовании.

В этой связи участники Семинара с пониманием и интересом отнеслись к тому, как вопросы повышения доступности и качества  образования решаются в Москве. Отмечен системных характер подхода к этим задачам в Городской целевой программе «Столичное образование» на 2012-2016 г.г., который, в частности, предусматривает разработку  «Московского стандарта качества образования» как комплекса требований к деятельности государственных образовательных учреждений, направленных на создание условий для учебной и социальной успешности каждого обучающегося.

В ходе встречи подчеркивалась актуальность межрегионального и международного сотрудничества ученых и педагогов-практиков в сфере разработки и применения инновационных принципов проектной и методической деятельности, организационных, информационных, коммуникационных технологий, существенно повышающих эффективность поликультурных подходов в образовании. Целесообразно всестороннее развитие соответствующих направлений повышения квалификации педагогов в этих областях. Отмечена значимость усилий специалистов кафедр ЮНЕСКО, других профильных структур российских и зарубежных вузов в области разработки и реализации инновационных образовательных программ, а также программ повышения квалификации педагогических кадров, научно-методического сопровождения национальных и международных проектов по обсуждаемой проблематике.

Высказана рекомендация принять во внимание предложение ЮНЕСКО, чтобы в пилотном проекте апробации разработанной этой организацией системы  диагностики и мониторинга качества общего образования в мире приняла участие российская сторона в лице Москвы и других регионов РФ и, по возможности, в сотрудничестве со странами, входящими в кластер Бюро ЮНЕСКО в Москве (Азербайджан, Беларусь и др.).

В целом участники встречи едины во мнении о целесообразности комплексной работы по адаптации современных форм и методов образования к индивидуальным и коллективным потребностям подрастающего поколения и социально-экономическим реалиям 21-го века. Отмечены своевременность и значимость деятельности российского и московского образования в этой области и продуктивность их активного участия в мероприятиях международного сотрудничества, направленного на достижение этой цели. Высказано пожелание развивать заявленное направление в рамках следующих международных семинаров данного цикла, сфокусировав внимание на разных аспектах межкультурного образования в глобализирующемся мире. Особо рекомендовано проработать тематику «Новая школа и современное измерение межкультурного образования», в рамках которой, по мнению участников семинара, следует обсудить стратегии и практические наработки, учитывающие факторы многообразия языков, культур и религий, влияние культуры на результаты достижения качественного образования, роль некоммерческих организаций и гражданского общества в совершенствовании сферы образования и др.

Участники встречи выразили признательность всем организаторам международного семинара, в особенности Департаменту образования города Москвы, за радушный прием и организацию мероприятий семинара на высоком уровне, и подтвердили готовность к всестороннему взаимодействию по актуальным проблемам современного образования во всем мире.

г. Москва, Российская Федерация

1 декабря 2011 г.

­